Теория преступления в испанском уголовном праве

By | 14:58 Leave a Comment


Туманова Е.В.
Теория преступления в испанском уголовном праве.

Уголовное право запрещает и наказывает такое поведение, которое наносит серьезную угрозу существованию общества. Так, если бы убийство , грабеж, изнасилование не являлись бы преступными и не влекли за собой наказание, то есть общество относилось бы к ним безразлично, то такое общество было бы неспособно к существованию. Именно поэтому за совершение таких деяний, которые носят название  « преступлений», их авторы  несут наказание.  Однако, этому ( назначению наказания) предшествует привлечение данных лиц к ответственности, то есть  провозглашение их ответственными за вред, причиненный обществу. В этом и состоит суть теории преступления в юридической науке.
Путем привлечения к уголовной ответственности устанавливается, что 1) было совершено деяние; 2) такое деяние противоречит юридическому порядку, установленному в обществе; 3) виновность лица в совершении такого деяния. Таким образом, индивидуум должен нести ответ за совершаемые им действия, в следствие чего, ему может быть назначена мера наказания. Это объясняет, почему на протяжении веков краеугольным камнем юридической мысли являлась проблема установления кто, как и за что несет ответственность перед уголовным законом, во избежание привлечения к ответственности невиновных или несоразмерности ответственности совершенному деянию.
На протяжении истории применялись различные правила и критерии привлечения к уголовной ответственности, наложения наказаний, их смягчения и ужесточения. В испанском  уголовном праве теория преступления представляет собой сведенные в единую систему правила и критерии привлечения к ответственности, так как  группирует категории и концепции, являющиеся базой для уголовной ответственности.
Однако то, что сегодня принято называть «теорией преступления» является определением достаточно современным, зарождение которого относится к  концу 19 века, когда  преподаватели уголовного права начали вводить в систему обучения систематическое и упорядоченное изучение общей части уголовного кодекса. В частности, в Германии после принятия Уголовного Кодекса 1871 года такими авторами как Ф. фон Лист ( 1851-1919) и Э.Л.Бэлинг ( 1866 – 1932).
С тех пор уголовно-правовая доктрина начала разрабатывать институт уголовной ответственности, причем те категории, которыми пользовались ученые последней половины девятнадцатого века не отличаются от современных. С древних времен и по сей день категории, лежащие в основе привлечения к ответственности едины как в этике и морали, так и в философии.  В подтверждение данного довода приведем следующий пример: некое лицо для спасения собственной жизни причиняет смерть другому лицу. Описываемая ситуация имеет много общего со случаем, описанным древнегреческим философом-платоником Карнеадом:  в результате кораблекрушения два моряка взбираются на остающийся на плову плот. Однако плот так мал, что если они оба будут находится на нем, то неизбежно он пойдет ко дну. Поэтому один из моряков сбрасывает другого с плота, чтобы не утонуть самому. Также и Аристотель в одном из своих трех этических сочинений « Никомахова этика» приводит примеры, когда лицо не может нести ответственности за совершенный поступок.
Заслуга  теории преступления в уголовной науке состоит в том, что этим правилам и категориям придается исключительно юридически значимый характер и системность.
Начиная со своего зарождения в конце XIX века в Германии, теория преступления проходит различные стадии развития, которые нашли свое отражение в испаноязычной правовой литературе. Влияние немецкой правовой доктрины настолько велико, что труды правоведов, которые будут приведены ниже, были переведены на испанский язык и опубликованы в качестве учебных пособий: Ф. фон Лист  « Трактат об уголовном праве» в трех томах, переведенный Хименесем дэ Асуа  и изданный в трех томах ( 1914- 1929);  «Трактат об уголовном праве» Мезгера в переводе Родригеза Муньоза и изданный в Мадриде в 1935 году; «Трактат об уголовном праве» Мауруха, переведенный Кордобой Рода и изданный в Барселоне в 1962 году; «Уголовное право Германии» Вельцеля; « Уголовное право. Общая часть. Структура теории преступления» Роксина, пережившее два издания  в 1994 и 1997 году; « Уголовное право. Общая часть. Основы и теория уголовной ответственности» Якобса, изданная в Мадриде в 1997 году.
Кратко остановимся в связи с этим на эволюции теории преступления в Германии: в  первую очередь следует упомянуть каузалистический позитивизм, под влиянием которого преступление и ответственность приобрели позитивный ( материальный, физический, реальный) характер и причинность ( Ф. фон Лист); следующим шагом стало развитие неоклассических или неокантианских теорий, уделяющих больше внимания значимости человеческого действия, свободе и виновности ( например, Радбрух и Мезгер); и завершающим этапом стало развитие финалистских теорий Вельцеля и Мауруха после второй мировой войны, которые атрибуировали каждому человеческому действию целеполагание. С 70-х годов прошлого века и до настоящего времени в уголовной науке доминируют взгляды финалистов и функционалистов.
После завершения того или иного противоправного действия задача уголовного права установить и оценить его юридические последствия. Для достижения этой цели необходимо установить кто и при каких условиях нарушил уголовный запрет. Таким образом, «привлечь к уголовной ответственности» означает, что 1) было совершено деяние ( факт его совершения); 2) деяние противоречит установленному в обществу правопорядку, то есть противоправно; 3) такое противоправное деяние вменяется в упрек лицу, совершившему его ( признак виновности, упречности).
Теория преступления изучает эти три признака необходимые для привлечения к уголовной ответственности. Первым шагом является не просто установление факта совершения действия или бездействия, но попытаться увидеть его в его волевом преломлении ( по направленности воли при совершении деяния). Следующий шаг – это установление соответствия такого деяния правопорядку или противоречие ему. Этот шаг будет являться конечным в случае, если деяние не нарушает существующий правопорядок. Но если деяние противоправно, то необходимо установить лицо, которому это «вменяется в упрек», то есть виновного в совершении такого деяния.
Исходя из вышеизложенного, преступление определяется как противоправное виновное деяние.
Итак, теория преступления в испанском уголовном праве состоит из трех элементов: 1) деяние и его признаки, волевая направленность; 2) противоправность; 3) упречность ( виновность).
Первый элемент – деяние должно быть волевым, то есть речь идет не просто о физическом действии или бездействии, но о наличии его направленности, его принадлежности чьей-то  воле.  Преступное деяние не может быть неконтролируемым телодвижением или совершаться под угрозой насилия, так как в таком случае не исходит от самого субъекта, а обусловлено  обстоятельствами извне.  Также деяние должно быть выражено вовне – то есть получить физическое выражение ( никто не может нести ответственности за мысли). Деяние также должно контролироваться  со стороны субъекта, то есть исключаются непроизвольные телодвижения, инстинктивные реакции и т.п.
Второй элемент - противоправность есть соответствие деяния преступному «типу» указанному в законе. Как только мы оказываемся перед действием или бездействием значимым с уголовно-правовой точки зрения, следующим шагом является определение является ли такое действие «уголовным типом», описанным нормой Особенной части Уголовного Кодекса.  Кроме этого, согласно «принципу опасности» ( principio de lesividad) преступление должно в существенной степени наносить вред охраняемым законом благам. Поэтому деяние противоправно, если нарушив положения уголовно-правовой нормы, наносит вред или ставит в опасность благо, защищаемое уголовным законом. Как указывает Кинтеро Оливарес,  действие является преступным не в силу того, что уголовным кодексом установлена его наказуемость, но в силу того, что такое действие имеет негативную социальную и правовую оценку. Из этого следует, что из всех деяний, запрещенных законом, противоправными являются не все, а те из них, которые в зависимости от обстоятельств дела, не имеют оснований для освобождения от уголовной ответственности.
Последним составляющим элементом теории преступления является виновность ( «упречность»), под которой понимается ситуация, в которой находится лицо, которое имело возможность действовать иначе при заданных обстоятельствах, но не сделало этого и потому заслуживает уголовно-правового порицания, упрека, выражающегося в привлечении его к ответственности и назначении наказания.
Необходимыми предпосылками виновности являются:
1.     Дееспособность лица;
2.     Наличие формы вины в виде умысла или неосторожности;
3.     Законодательное требование определенного поведения или запрет на совершение определенных действий.
При отсутствии одного из вышеназванных элементов отсутствует признак виновности.
Такое понимание преступного деяния отразилось на всех институтах уголовного права Испании:
1)      именно «финальность» действия позволяет провести грань между различными преступными «типами».
2)      Бездействие рассматривается как  разновидность действия, направленного на невыполнение той или иной обязанности.
3)      Существует только один вид поведения, не представляющий уголовно-правовой релевантности в силу отсутствия волевого элемента  поведение человека в условиях непреодолимой силы.
4)      Типичность, как один из важнейших признаков преступления, приобретает особое значение в определении преступности совершенного действия, поскольку она связана с положением о том, что определенное человеческое поведение может быть признано в качестве преступления лишь в том случае, если оно соответствует типу, описанному в законе.
5)      Тип выполняет две основные функции: гарантирующую и познавательную. Гарантирующая функция заключается в том, что закон посредством типа точно и ясно описывает все признаки, касающиеся как самого уголовно-наказуемого деяния, так и его юридических последствий. В этом смысле тип способствует выполнению свойственной принципу законности гарантирующей функции.
6)      В  действующем УК Испании нет общего понятия вины, также как и нет определения умысла. Разработка этих вопросов является прерогативой судебной практики и доктрины уголовного права.

7)      В теории испанского уголовного права преобладает нормативная концепция виновности, согласно которой вина отождествляется с упречностью (reprochabilidad) и включает в себя не только психическое отношение лица к совершенному им деянию, но и оценочное суждение об этом психическом отношении, выносимое от имени общества судебной властью.
Entrada más reciente Entrada antigua Inicio

0 comentarios: